Светлый лик тёмной культуры. Dark City №26.

[Назад к списку]

Перед тем как вы приступите к прочтению этого материала про любимую и обожаемую всеми нами группу Lacrimosa, я отправляю вас в раздел рецензий ознакомиться с обзором на ее новейший студийный альбом "Lichtgestalt", который должен появиться в свободной продаже в начале мая - как раз можно взять с собой на дачу... Прочитали? Отлично, будем считать, что вы во всеоружии! А теперь представляем вашему вниманию интервью с человеком, голос которого пробирает многих до самых костей. С человеком, творчество которого дало основания для появления такого понятия как готик-метал. Речь идет, конечно же, о Тило Вольффе. Тут же признаем, что многие готы открещиваются от группы, заявляя, что ничего готического в современной Lacrimosa нет, однако так считают далеко не все. Бесспорно то, что сегодня, как и в 90-х годах, эта группа является ярчайшей представительницей темной сцены.
Но перед тем как начать беседу с Тило, несколько вступительных слов. Конечно, представлять группу Lacrimosa, делать экскурс в ее историю и рассказывать о победах и достижениях (а их, поверьте, было очень и очень много) мы не будем - на это у нас попросту не хватит места в журнале. Возможно, однажды мы посвятим этому отдельную многостраничную статью, а пока я отправляю вас читать 12-ый номер Dark City, в котором было опубликовано эксклюзивное интервью со вторым человеком Lacrimosa, несравненной Анне Нурми, и официальный Интернет-сайт группы www.lacrimosa.de, где в разделе "Specials" размещены ответы музыкантов на вопросы фэнов - посмотрите, может, ответ на интересующий вас вопрос удастся найти в этих источниках.* Мы же сегодня уделим мксимум внимания музыке нового альбома "Lichtgestalt", который по традиции выходит в России на лейбле Irond, и процессу его создания. При этом телефонный разговор у нас с Тило получился очень серьезным, даже можно сказать, мужским - о той же Анне Нурми мы в нем ни разу не вспомнили!
Если же вы спросите меня, какой Тило собеседник, я отвечу - замечательный! Интеллигентный и интересно отвечающий на вопросы. Голос необычайно мягкий и эмоциональный. Поэтому нам только оставалось завести с ним серьезный разговор про музыку и творчество Lacrimosa. Но так как окружающая среда оказывает влияние на любой творческий процесс, мы для начала поинтересовались у маэстро Вольффа, как ему живется в Швейцарии и, вообще, что это за страна.

- Ну, это очень-очень ОЧЕНЬ маленькая страна, в которой живет всего семь миллионов человек. Наверное, до половины населения Москвы не дотягивает (смеется). Здесь очень много гор и озер. Настоящий рай для любителей покататься на лыжах. Сам я это дело не люблю, а предпочитаю кататься на машине среди гор. Швейцария граничит с Италией, Францией, Германией и Австрией, поэтому получается, что мы находимся как бы в сердце Европы. Два часа езды на машине - и вы в любой из этих стран.

- Надеюсь, ты не будешь против, если мы сразу же начнем интервью с вопросов о музыке "Lichtgestalt" (в переводе с немецкого: "licht" - свет, "gestalt" - фигура. - прим. KIDd). Материал нового альбома получился более рок-ориентированным и, я бы даже сказал, более метал-ориентированным и динамичным по сравнению с материалом вашего предыдущего диска "Echos". Отчего вдруг такие разительные перемены?

- На самом деле, мы уже записывали такую тяжелую музыку в середине 90-х. Например, наш "Inferno" многие считают самым первым готик-металлическим альбомом. Но после такой спокойной записи, как "Echos", мне было необходимо выпустить нечто наподобие "Lichtgestalt"... На "Echos" я дал волю одним чувствам, а другие сразу же начали кричать внутри меня и проситься наружу. Поэтому "Lichtgestalt" получился более динамичным, более... эмоциональным и тяжелым. Эта грубость должна была найти выход и обрести воплощение в музыке. Но это не означает, что я слушал альбомы других групп и думал, что мне нужно сделать что-нибудь в таком же духе. Просто после спокойного "Echos" должен был родиться более тяжелый альбом. Если бы не было "Echos", "Lichtgestalt" был бы записан совсем в другом духе.

- По любому, фэны Lacrimosa захотят узнать, какую музыку ты слушаешь сегодня. Может, все-таки что-нибудь оказало на тебя влияние?

- Мне всегда сложно судить и говорить о том, насколько сильно другие группы влияют на мое творчество. Конечно, я слушаю очень много разной музыки, но у меня никогда не было желания в точности повторять то, что делают другие. Правильней сказать, что я перенимаю у чужой музыки эмоции. Например, на написание первого альбома Lacrimosa "Angst" меня очень сильно вдохновила музыка Bauhaus. Но послушайте "Angst", и вы не найдете в нем ничего общего с Bauhaus! Именно так творчество других групп оказывает на меня влияние - я не копирую их музыку, а вбираю в себя эмоции. Поэтому нельзя сказать наверняка, какая именно группа вдохновила меня на написание "Lichtgestalt" - все дело в эмоциях, а не в музыке.

- В первой композиции альбома, которая называется "Sapphire", можно услышать такие музыкальные инструменты, как фагот или гобой, но ни единого намека на оркестр! Только эти инструменты плюс бас, гитара, барабаны и твой вокал. Насколько сложно для тебя было сегодня, после таких альбомов как "Elodia", "Fassade" и "Echos", записать песню, в которой не акцентировано звучание оркестра?

- Во-первых, спасибо, что услышал фагот. Пока ты первый (смеется). Для меня написать подобную песню было нисколечко не сложно, потому что я не думаю о таких вещах в момент сочинения. Меня не посещают мысли: "О! В этой песне я не буду использовать струнные!" Я использую те музыкальные инструменты, которые хочу слышать в композиции, и всё. Никакого планирования загодя. Например, когда я начинал работать над "Lichtgestalt", то совсем не думал, что в результате все песни альбома, кроме упомянутой "Sapphire", будут иметь оркестровую аранжировку.

- Мы привыкли, что в преддверии каждого нового студийного альбома Lacrimosa выпускает сингл. Продолжите ли вы эту традицию с "Lichtgestalt"?

- В этот раз нет. Ведь можно сказать, что все наши альбомы в определенном смысле являются продолжением друг друга. На "Echos" мы задали вопрос, который остался без ответа. Ответ на него дают музыка и лирика нового альбома. Мне хотелось, чтобы в этот раз люди послушали всю запись целиком, все песни сразу, а не один трек, вырванный из середины альбома. Это могло бы увести людей в совершенно неправильном направлении.

- Но в прошлом у вас было немало синглов. Как ты относишься к идее выпуска сборника би-сайдов и редких песен Lacrimosa?

- Я бы с удовольствием выпустил такой диск. Проблема с осуществлением этой идеи заключается в том, что сначала я хочу выпустить DVD со всеми видеоклипами Lacrimosa. Также в следующем году я планирую... это пока точно не известно, но я хочу выпустить концертный альбом и DVD. А потом было бы неплохо выпустить сборник би-сайдов, но сделать это только после записи следующего полноформатного студийного альбома.

- А будет ли российское издание "Lichtgestalt" чем-то отличаться от обычного?

- Специально для России мы приготовили немного эксклюзива. Мы хотим, чтобы серия двойных дигипаков, изданная в вашей стране компанией Irond, была продолжена и с выпуском нового альбома "Lichtgestalt".

- Предыдущие альбомы Lacrimosa были концептуальными. Ошибемся ли мы, если скажем то же самое о "Lichtgestalt"?

- Навряд ли, потому что во всех песнях "Lichtgestalt" речь идет о любви и о ее роли в моей жизни. На альбоме можно услышать мои эмоции. Да, это можно назвать концепцией. Но я не стал обращать внимание на этот факт, как это было сделано в случае "Echos", где сразу понятно, что история состоит из нескольких частей. Прослушивание "Lichtgestalt" сравнимо с просмотром кинофильма. Вы либо принимаете тематику всего альбома, либо выделяете для себя какие-то наиболее близкие и понятные вам песни. Мне хотелось, чтобы человек мог разгадать, о чем говорится на альбоме, даже не послушав его от начала до конца.

- Получается, дав альбому название одной из песен, ты скрыл от общественности факт, что он является концептуальным?

- Да, можно и так сказать. Но... (глубоко задумавшись) я не думал о том, как люди отнесутся к альбому, узнав его название. Для меня главным было отразить суть. Чтобы перед прослушиванием у людей рождались соответствующие ассоциации, чтобы название "Lichtgestalt" настраивало их на нужный лад.

- Признайся, у тебя богатый опыт в любви, или же для того, чтобы записать такой альбом, как "Lichtgestalt", тебе пришлось перенять эмоции и чувства других людей?

- Я не могу делать вещи, которые не доставляют мне радости. Я пишу песни потому, что мне необходимо дать выход своим чувствам и эмоциям. Это как небо, разразившееся дождем. Именно по этой причине я не могу писать о чувствах других людей. Все, что вы узнаете из текстов - мои собственные переживания и чувства. Другое дело, порой я могу использовать для достижения необходимого эффекта красивый слог. Ведь я не просто рассказываю о том, как протекали события, а вкладываю в тексты песен свои эмоции и чувства.

- Вокруг чего тогда рождались новые песни: лирики или музыки?

- Лирики.

- Но все же у "Lichtgestalt" очень и очень мощная музыкальная составляющая. Может получиться так, что слушатель в первую очередь будет обращать внимание именно на музыку, а тексты песен при этом останутся для него в тени. Как ты к этому отнесешься?

- Должен признаться, что, когда я в первый раз слушаю какую-нибудь песню, то все равно обращаю внимание на лирику, она имеет для меня наибольшее значение. Я не имею ничего против людей, которые не вслушиваются, о чем поется в песне, или не читают тексты, размещенные в буклете. Потому что, когда я пишу песни, то стараюсь вложить чувства не только в лирику, но и в музыку. Я хочу, чтобы музыка отражала то, о чем говорится в тексте. Поэтому когда вы ее слушаете, вам не обязательно точно знать, о чем я пою. Вы можете почувствовать и понять это сами. И очень приятно, когда ко мне подходят люди, не понимающие немецкий или английский язык (потому что мы всегда даем перевод наших песен на английский в буклете), и говорят, что даже несмотря на то, что они не понимают ни слова, они все равно чувствуют, о чем я пою. Для меня это настоящий комплимент. Конечно, лирика имеет большое значение, но музыка должна объединять людей! В случае Lacrimosa это возможно.

- В прошлом году ты выпустил альбом "Music For The Lost" своего соло-проекта SnakeSkin. А когда ты работал над новыми песнями Lacrimosa - до или после выпуска альбома SnakeSkin?

- И до, и после, и во время (смеется).

- Помог ли тебе альбом SnakeSkin в подготовке "Lichtgestalt" Lacrimosa?

- Конечно. Сочинение материала для "Echos" и его запись дались очень тяжело. У меня было такое чувство, что для этого альбома я должен подготовить сложные оркестровые партии. Во время работы над "Echos" я в первую очередь хотел передать через него свои эмоции, а такие вещи как написание аранжировок и продюсирование должны были отойти на второй план. Но после столь сложного альбома я начал обращать много внимания на аранжировки и продюсирование! Мне нужно было вернуться к основной идее творчества Lacrimosa - выражать через песни свои эмоции. Сделать это мне позволила запись альбома SnakeSkin.

- В музыке "Lichtgestalt" чувствуется влияние электронной музыки. Внедрение подобных элементов в новый альбом было спонтанным решением или такой была твоя задумка с самого начала?

- Я хотел сделать это с самого начала, потому что писать музыку и аранжировки намного проще при помощи электронных инструментов. После привлечения к записи больших оркестров для меня было важно использовать электронику.

- Я где-то слышал, что после выпуска "Echos" ты подумывал о том, чтобы приступить к работе над мюзиклом. Это правда?

- Я вынашиваю эту идею уже многие годы, но так и не приступил к ее реализации. Ведь я уже говорил, что пишу о своих чувствах и эмоциях... Так вот проблема всегда заключается в том, что, когда я начинаю думать о мюзикле, у меня появляется желание написать песню, которая затрагивала бы совершенно конкретную тему, и в которой звучали бы определенные чувства. Так, например, была написана "Copycat" (вошедшая в альбом "Inferno". - прим. KIDd). Тогда было очень эмоциональное время, и я чувствовал необходимость отразить его в музыке. Когда песня была готова, я понял, что она не подходит мюзиклу, поэтому оставил идею и снова записал очень личный альбом. Так происходит из раза в раз и, возможно, будет происходить до конца моей жизни. Я не знаю, что нужно сделать для того, чтобы появилась тема, которая удерживала бы к себе мое внимание в течение долгого времени. Возможно, параллельно с мюзиклом я должен писать альбом Lacrimosa, но в этом случае мне понадобится намного больше времени.

- Где вы записывали оркестровые партии для "Lichtgestalt"?

- В этот раз мы записывали оркестр в Минске. Это забавно, потому что до сих пор нам не представилась возможность дать в России концерт, но теперь мы хотя бы записались в России (стоит признать, что, судя по всему, Тило не видит большой разницы между Россией и Белоруссией, впрочем, как и многие зарубежные музыканты. - прим. KIDd). Также мы снова сотрудничали с хором The Rosenberg Ensemble и оркестром из Германии, который принимал участие в записи наших прошлых работ. Это плюс, потому что мы хорошо знаем друг друга, и музыканты понимают, какого результата мы хотим добиться.

- Зачем тогда нужно было обращаться к минскому оркестру?

- Мне нравится работать с новыми музыкантами. Я не хочу, чтобы новый альбом записывали в точности те же люди, что и в прошлом. В этот раз, и это будет отмечено в буклете, каждая песня была записана разными составами. Мы уже делали это раньше и повторили опыт на "Lichtgestalt". Потому что для меня очень важно найти подходящих музыкантов для каждой песни. Например, нет смысла работать с метал-барабанщиком, если ударные в песне должны звучать мягко.

- Значит, ты был в Минске?

- Нет, сам я в Минске, к сожалению, не был. Потому что в это же время я был очень занят в Гамбурге, где записывались другие партии. Я не мог уехать, иначе встала бы вся работа. Мы сотрудничали с Виктором Смольским (гитарист группы Rage, наш бывший соотечественник. - прим. KIDd). Он приезжал в Гамбург, мы все обговорили, я ввел его в курс дела, показал все партитуры, и он отвез все это вместе с моими указаниями оркестру в Минск. А они сделали запись, которую впоследствии отослали мне. Виктор не принимал участие в подготовке аранжировок, но очень помог нам в плане организации.

- Какие требования ты предъявляешь музыкантам, с которыми работаешь? Они должны понимать твою музыку или же, в первую очередь, должны быть профессионалами?

- Они должны быть профессионалами. Потому что, пусть даже они любят музыку Lacrimosa, но от них не будет прока, если они не умеют правильно держать музыкальные инструменты.

- Тогда, наоборот: если профессиональные музыканты не прониклись музыкой Lacrimosa, сможешь ты с ними работать?

- Нет. Они должны понимать, какого результата я стараюсь добиться. Это очень важно. Например, минский оркестр раньше уже работал с Виктором Смольским, поэтому музыканты были, как говорится, в теме. Но если мы работаем с оркестром, который никогда раньше не участвовал в подобных проектах, сначала я объясняю музыкантам цели, которые перед собой ставит Lacrimosa, и если мы не достигаем понимания, то... Например, когда мы работали с берлинским оркестром, некоторые музыканты не поняли, что от них требуется, и мы были вынуждены заменить их другими людьми. С одной стороны, музыканты должны быть настоящими профессионалами, а с другой, они должны проникнуться музыкой Lacrimosa.

- Какой момент, по-твоему, будет самым неожиданным на всем альбоме для вашего слушателя?

- (долгие раздумья) Возможно, это безладовый бас в песне "My Last Goodbye". Потому что безладовый бас - не тот инструмент, который ассоциируется с музыкой Lacrimosa (смеется).

- Альбом "Lichtgestalt" увидит свет совсем скоро, а дальше, как я понимаю, будет турне?

- Да.

- Мировое турне?

- Пока у нас запланированы концерты в Италии, Испании, Португалии, Германии, Швейцарии, Бельгии и Польше, и мы ведем переговоры относительно концертов в России.

- Ух ты, здорово! А концертный альбом, упомянутый в самом начале нашего интервью, вы планируете записать во время грядущего турне?

- Да, но пока я не определился, где именно мы будем его записывать и снимать для DVD. Но наверняка мы сделаем это в нескольких странах.

- А если дело с организацией концертов в России выгорит, какова вероятность, что вы запишите что-нибудь у нас?

- Конечно, если мы приедем в Россию, то обязательно что-нибудь запишем. Для нас это будет первое выступление в вашей стране, поэтому, естественно, хотелось бы иметь его запись. Я слышал много хороших отзывов о русской аудитории и знаю, что у Lacrimosa в России много фэнов. Для меня будет очень важно снять этот концерт на пленку, потому что... когда выходит DVD, он становится чем-то вроде рекламы страны, в которой производились съемки. Например, на предыдущем концертном DVD Lacrimosa были кадры нашего выступления в Мексике. И после его выпуска мы отовсюду получали комментарии, что это классная аудитория. В данном случае наш DVD стал хорошей рекламой мексиканской аудитории для других групп, которые после его просмотра захотели дать там концерт, чтобы самим встретиться с этими людьми.

- Как обстоят дела с вашим лейблом Hall Of Sermon? С какими группами вы сегодня сотрудничаете и нет ли планов подписать кого-нибудь в ближайшем будущем?

- Мы перестали сотрудничать с другими группами и больше никого не подписываем. Hall Of Sermon всегда был лейблом, в котором музыканты имели дело с такими же музыкантами, как они сами, а не с бизнесменами. Все группы, с которыми мы работали в прошлом, со временем наращивали свою популярность, и на то, чтобы вести их дела, требовалось все больше времени, которого у нас не было. К тому же я начал осознавать, что с какого-то момента наши отношения с этими группами больше напоминали не общение музыкантов с музыкантами, а общение музыкантов с бизнесменами. Поэтому сегодня мы снова сконцентрировались только на делах Lacrimosa и хотим обеспечить "Lichtgestalt" мировой релиз. В странах, где мы не можем контролировать ситуацию, у нас есть партнеры, выпускающие наши альбомы по лицензии, как, например, Irond в России, с которыми мы очень плотно сотрудничаем. Мы знаем, что они делают, а они в свою очередь, не могут сделать что-то, что нам не нравится. Еще в случае Irond важно, что они уловили дух Lacrimosa. Также важно, что мы снова сфокусировали внимание только на Lacrimosa и SnakeSkin. Теперь что бы мы ни делали, у нас есть достаточно времени на то, чтобы сделать это как следует.

[Назад к списку]





Ich bin der brennende Komet,
der auf die Erde stoßt,
der sich blutend seine Opfer sucht.

Внимание!

Уважайте чужой труд! При перепечатке информации данного раздела ссылка на LacrimosaFAN.ru обязательна.

Rambler's Top100
All pictures, logos from the band: © Hall of Sermon GmbH & www.LacrimosaFan.ru creators © 2004 – 2019 / All rights reserved.