Сквозь ночь и потоп - 2002, © Sonic Seducer

[Назад к списку]

Из-за наводнения в Германии словосочетание "мрак и потоп" (Die Nacht – можно понимать как ночь или мрак, тьма; Die Flut – можно понимать как потоп, наводнение или как прилив) в названии вышедшего в свет в ноябре прошлого года сингла группы Lacrimosa "Durch Nacht und Flut" ("Сквозь тьму и потоп") многие связали именно с этой катастрофой. Однако эта ассоциация оказалась ошибочной, а Tilo и Anne были напуганы тем, что в связи с ошибочным восприятием могут возникнуть мысли, что Lacrimosa поменяла направление и вдруг начала сочинять музыку на актуальные события. Все же неизбежный рекламный эффект подобной акции необходимо рассматривать как по крайне мере имеющий место быть. Но, как уже сказано, случай с Lacrimosa имеет совершенно другой характер, а именно, как изложено ниже в разговоре с Тило Вольффом.




Тило: В июне мы пришли в студию. Конечно, мы размышляли на тему о том, стоит ли оставлять это название, когда произошла катастрофа, и не прозвучит ли оно непочтительно. Но решили, что если будешь делать выводы без прослушивания, то пеняй на себя. Естественно, катастрофа была ужасающей, но изымать из-за этого сингл было бы бессмысленно, поэтому мы продолжили реализовывать наш план, сохранив при этом и название. Все остальное стало бы самоцензурой.


Maxi-CD включает в себя четыре трэка и открывается соответственно титульной песней, которая без обиняков лишь после очень короткого гитарного проигрыша начинается с текста.


Тило: Одним из решающих моментов, который сыграл свою роль в том, почему мы говорим, что это будет синглом, всегда является то, что песня может иметь вторую интерпретацию, да, это уже почти как требование. Но есть определенные песни, в которых не хотелось бы, да и не получается что-нибудь менять. У "Durch Nacht und Flut" есть разные возможности. Для нас альбомная версия, которая находится на сингле на втором месте, является главной.


Из чего следует, что это переживаемое и ощущаемое автором воображаемое путешествие.


Тило: Если я представляю себе песню образно, когда сочиняю музыку, то чаще всего передо мной предстают разные картинки, эта песня представляется мне как погоня в лесу через ручьи и потоки, однако не осуществляемая кем-то чужим, а происходящая по собственному побуждению гонка с очень интенсивным поиском чего-то. При этом у меня постоянно возникают моменты, когда я натыкаюсь на просветы, где можно быстро перевести дух, например, классическая партия в середине (шестиминутная альбомная версия оставляет оркестру большое пространство для бодрых проигрышей. – прим. переводчика), или в заключительной части, когда я попадаю на побережье, где происходит отлив, и откуда я могу видеть, что здесь может происходить. Но я совершенно не могу представить себе, как будет выглядеть здесь природа через какую-нибудь пару часов, когда начнется прилив. Это продолжается вместе с частью музыки. Но нахожу ли я то, что ищу? Не зная, что меня ожидает, однако все же стремясь туда. Это те партии, в которых я попытался переложить на музыку побуждение, размышление и глоток свежего воздуха. Нашим требованием к синглу было создание версии, где бы не было остановки, а до самого конца продолжалось бы движение.


Ответы Тило лишь в самых редких случаях получаются немногословными, он высказывается очень продуманно. Он постоянно дает объяснения своим замыслам. Что слушатели могут по этому поводу прийти к совершенно другим выводам, лежит на поверхности. Особенно, что касается альбома "Elodia", преобладающей темой которого являются отношения, и снова появляется тенденция считать две фигуры главными героями, предположительно снова двумя любящими фигурами. Тило и Анне поют рефрен вместе и в строках "я слышу Тебя и твой зов", а также "я нахожу Тебя" просматривается "Я с Тобой".


Тило: "Ты" может также быть Чувством, - бросает Тило и дополняет, - или же Проблемой, Ты – Ситуацией, Ты – Воспоминанием". Название относится, прежде всего, не к "Elodia", а к "Fassade". "Fassade" являет собой критический взгляд на общество и последующий взгляд на самого себя, что завершается своего рода чертовым кругом. Если ты находишься в поиске чего-то, ты должен заранее определиться с тем, что вообще ты ищешь, чего ты ожидаешь, и почему ты вообще занялся поиском. Начинается все с поиска самого себя и этот поиск берет свое начало с последними словами "Fassade". Однако сингл тесно смыкается также и с "Elodia", если представить твою интерпретацию и пуститься на поиски человека, существования вдвоем. "Elodia" завершается текстом "В конце мы стоим вдвоем", хотя это является лишь надеждой на это, которая выражается заключительным мажорным аккордом. Если же бросить взгляд в другом направлении из "Fassade" наружу, то можно услышать также в "Durch Nacht und Flut" напрямую "Elodia"и получить продолжение "В конце мы стоим вдвоем".


Вышеупомянутые высказывания могли бы произвести впечатление, что Lacrimosa преследует генеральную линию всеобъемлющего концепта. Однако это трудно совместить с эмоциональной глубиной звучания, которое постоянно заложено в песнях Анне и Тило, и отрицает также тот факт, что эти взаимосвязи были запланированы на длительный срок, а не появились спонтанно. В качестве доказательства можно привести "Und du fällst" ("И ты гибнешь"), третью песню сингла. Обращают на себя внимание повторяющиеся куски текста. Так, в одном месте звучит текст: "Взбудораженный в темной ночи, ты растешь под дождем", в другом: "Только в поиске внутри себя может начаться Честность". Пары "тьма – прилив" и "ночь – дождь" схожи между собой и новое возникновение темы поиска очевидно. Эта необычность не является случайностью, как подтверждает Тило.


Тило: Сингл заканчивается тематически после "И ты гибнешь", и обе песни связаны между собой. Только случилось так, что "Und du fällst" была завершена до того, как я вообще начал работать над "Durch Nacht und Flut". Я заметил, что, хотя песня была написана раньше, она оказалась как бы второй частью к тому, что я начал писать для сингла, где поиск продолжается. Подобные эффекты я нахожу привлекательными, когда я лишь после того, как что-то завершил, понимаю, что я хотел этим выразить. Иногда я сажусь и ощущаю, что мне хочется что-то написать. Беру листок бумаги и карандаш, пишу текст и пытаюсь дать простор своей душе, затем читаю это и задаюсь вопросом, что бы это значило. И лишь пару недель спустя, когда я снова беру в руки текст и, отступя от той проблемы, которая занимала меня тогда, замечаю, что мое подсознание знало и осознавало уже тогда, что я не мог видеть тогда, потому что это находилось во мне слишком глубоко. Этот опыт очень интересен, поскольку замечаешь, что при сочинении музыки и текстов твое сознание отключается с некоторым опережением времени. С этими обеими песнями произошло именно так, когда меня захватили вещи, которые я еще по-настоящему не осознал. Только когда передо мной лежали обе песни, мне стало ясно, что они взаимосвязаны.


И еще одного впечатления не должно возникать. Тило не поучает, а в непринужденной форме описывает процессы своих самых сокровенных уголков души.
Трудно было ожидать от группы такой песни, как "Und du fällst".


Тило: Это легкие влияния Drum’n’Bass, может Nine Inch Nails или David Bowie времен "Earthling". Это действительно непривычно для нас, но так как я очень люблю эти вещи, как и Portishead, которые играют с очень схожими элементами, то это оказалось мне настолько близко, что должно было однажды случиться, и я не исключаю, что нечто подобное может произойти снова.


Но это не впервые, когда Тило и Анне открывают новые элементы в своей звуковой вселенной. В памяти возникает "Inferno", где впервые прозвучали р?ковые тона.
Следуя своим понятиям, Тило называет появившийся еще в 1998 году ремикс "Komet" группы Secret Discovery бонусным треком. Особой причины, почему именно теперь появился этот ремикс, нет, однако нужно отметить с удовольствием отмечаемый побочный эффект, так как Secret Discovery недавно снова собрались вместе. Но по времени едва ли можно скоро ждать их публикаций.


Тило: В 1997 году мы проводили с Secret Discovery совместный тур и отлично находили общий язык. Их предложение сделать ремикс мы нашли классным. В 1998 году он был опубликован. Если я являюсь фэном какой-нибудь группы, то мне хотелось бы получить все, что у нее есть. Это же ситуация хуже не придумаешь, когда, скажем, когда-нибудь появлялась на каком-нибудь сборнике песня, но которую ты никогда не сможешь заполучить. Поэтому я хочу, чтобы все, что когда-либо создавала Lacrimosa, раньше или позже появлялось на пластинке. Так как нам очень нравится эта версия, а три песни для сингла маловато, мы решились на нее в качестве бонуса.


Восьмой студийный альбом носит название "Echos" и является типичным альбомом группы Lacrimosa. Арлекин продолжает и дальше свой путь, но не упускает возможности посмотреть направо и налево. Теперь Арлекин стоит на вершине горы и прислушивается к эху своих слов. Тило знает ответы и потому выделяет время для того, чтобы осветить проблему Эха.
После тура в Южную Америку Тило хотел бы взять отпуск. Как очевидно, из этого у него ничего не вышло.


Тило: Да, я предполагал после тура устроить себе каникулы и немного отвлечься. Все было запланировано совершенно не так. После тура я пробыл какое-то недолгое время в Швейцарии, за короткий срок написал альбом. У меня появилась потребность снова сразу же взяться за работу, и тут наступил момент, когда я понял, что мне необходимо попасть в студию! Когда же я оказался в студии, то понял, что речь идет уже о новом альбоме...


При этом Тило даже сначала не знал в связи с наступившей усталостью и отрешенностью после выхода "Fassade", что точно получится.


Тило: Но у меня не возникало никаких мыслей, как все будет происходить после этого чертова круга. Только когда я вернулся из тура, появилось стремление изложить эти вещи на бумаге и тогда мне очень быстро открылся тот путь, которым хотелось бы пройти.


Этим путем оказался путь в гору, который Тило описал в "Fassade"? Является ли Эхо в более широком смысле также и эхом на крик в "Fassade"?


Тило: В определенном смысле. В любом случае я больше не нахожусь на той горе, на которой стоял в "Fassade", но слышу, что я там восклицал и как это отзывалось в долине. Это одно из многочисленных эхо, которое достигло моего слуха. Я чувствую себя в полном согласии с тем, что я слышу. "Fassade" – это фундамент для новoго альбома, или может быть также для будущих вещей, которые появятся вслед за этим. То, что я, наконец, смог высказать то, что годами копилось тяжелым грузом в моей душе, успокаивает меня необычайным образом, поскольку это давление наконец-то ушло. Таким образом, я стал свободней и могу снова обратиться к другим вещам.


- После того, как в "Fassade" ты смог громогласно критиковать общество, теперь у тебя снова появилась возможность обратиться к интимным темам?


Тило: Абсолютно, - подтверждает Тило, - "Echos" очень эмоциональный альбом, если не сказать, что вообще самый эмоциональный, главным образом имеющий дело с человеческой психикой, друг с другом и со знаменитым взглядом в зеркало. Альбом очень личностный. Если "Fassade" смотрел на карту мира, то "Echos" очень интимно заглядывает в мою душу.


Так что новый альбом является логическим следствием последних строк "Fassade":

"В полном одиночестве
Я хочу только остаться один!
Совершенно один.
Пожалуйста, оставьте меня в покое!"

Однако в один момент покой создать невозможно. При прослушивании музыки "Echos" возникает вопрос: Насколько маниакально-депрессивен Тило?


Тило: Гм, - медлит с ответом Тило, - если бы я знал... Нет, в любом случае я не депрессивен, совсем даже наоборот. Если бы я не был позитивным человеком, то все бы заканчивалось в процессе размышления, и я не был бы в состоянии облекать все это в слова и звуки. Естественно, возникают моменты, когда не видно смысла даже в музыке, но, слава Богу, это происходит со мной очень редко. Я также не могу сказать, что мне в такие моменты особенно плохо; я чувствую себя определенно намного лучше, чем во времена, когда я создавал "Angst" ("Страх"). Если с тобой происходит что-то ужасное, что выбивает тебя из колеи, то это может оказаться самым ужасным моментом в твоей жизни, что отражается в том, что ты делаешь. Но может случиться так, что ты более или менее закалил себя, насколько вообще человек может это сделать. Со зрелостью твоя душа получает все больше и больше пространства, заключенного глубоко в тебе, и ты уже больше не так восприимчив к тому, что на тебя наваливается. Для этого основное содержание твоей личности намного сильнее. Когда я рассматриваю такой альбом как "Echos", то обнаруживаю, что во мне есть вещи, которые, совершенно независимо от моего повседневного ощущения, привносят с собой определенное печальное настроение, которое невозможно скрыть.


Так одной из центральныx тем в "Echos" является поиск, "который в этом альбоме занимает совершенно особое место по ценности. Поиск, с одной стороны, новых берегов, с другой стороны, также вещей во мне самом, которые я надеюсь найти, надеюсь достичь".


Тило: Когда начинаешь поиск, нужно для начала начать этот поиск в самом себе. Бессмысленно слепо мчаться без оглядки вперед на поиски смысла сознания, потому что просто что-то ощущаешь: Здесь, в данный момент, ты находишься не в том месте и не в то время – это может завершиться фатально. Необходимо для себя определить: Что я хочу искать, чего я хочу достичь и как я поступлю с этой находкой, как поступлю, если я этого не найду? Только лишь, когда тебе становится все ясно, можно всерьез приступать к поиску. Если знаешь, чего хочешь, или же, по крайней мере, имеешь об этом более или менее конкретное представление и пытаешься справиться с этим: Что произойдет, если я этого не найду, или что будет, если я это найду, но оно будет представлять собой в конечном итоге что-то совершенно другое, чем ты это себе изначально представлял.


"Echos" - это, однако, особенно в связи с мотивом поиска, прежде всего влияние прошлого на настоящее, настоящего на будущее.


Тило: На этот раз я долго искал подходящее название, - рассказывает Тило. – Я хотел, чтобы оно было выразительным... Я хотел выразить чувство, которое очень трудно выразить словами. А сейчас я очень рад, что мы нашли это название, которое может выразить то, что сегодня делается. Это продукт из прошлого, имеется его собственная история, которая его создала, есть его собственный опыт, и решение, которое я сегодня принимаю, несет печать того, что происходило в прошлом. Это решение, которое я сегодня принимаю, которое оказывает влияние на мою будущую жизнь, завтра уже снова может стать прошлым, и завтра уже снова будет влиять на мое последующее решение. Я слышу эхо из прежней жизни, вещи, которые я высказал, и они сейчас имеют свой отзвук. Одновременно я стою здесь и восклицаю, говорю, беседую, что тоже снова отзовется эхом. В соответствии с этим эхо представляет собой для всех то, что касается сегодня людей, что указывает на продукт из прошлого и одновременно указывает на будущее.


Голос Анне слышен в альбоме совсем мало. Она поет "Apart", самую короткую песню альбома, текст и музыку которой, однако, сочинил Тило. Она принимает участие и в других песнях – но очень мало.


Тило: Это немного связано с тем, что все происходило очень быстро, - объясняет Тило, - у нас едва хватило времени на то, чтобы поработать вместе. Это было для нас обоих неожиданно – для нее, конечно, еще больше, чем для меня – когда было сказано, что мы теперь идем в студию. Один из наших друзей спросил у Анне, не возникла ли у нее проблема из-за того, что она почти не представлена на альбоме. На что она ответила вполне логично, что речь шла не о том, что она везде должна выходить со своим мнением, речь идет о том, чтобы альбом сам по себе получился концептуальным, и это так и случилось. Это еще связано с тем, что там ультраинтенсивные, личностные тексты, что затрудняет передавать вокал кому-то другому. Иногда я спрашиваю себя, глядя на бойзбэнды, что они думают, когда сначала один вокалист поет о девице, а затем другой вокалист поет о той же девице – они что, все влюблены в одну и ту же девицу, или как это следует понимать? Я нахожу затруднительным, когда кто-то поет о чем-то, что сам в этот момент воспринимает совершенно по-другому. Причина, по которой Анне поет "Apart", хотя текст написал я, заключается в том, что, если бы я не написал этого текста, то его написала бы, возможно, Анне. Поскольку она является частью группы Lacrimosa, она может интерпретировать такой текст как в "Apart". В противоположность этому я никогда бы не смог, например, себе представить, что Анне будет петь такую песню как "Sacrifice", или опять же я вдруг спою такую песню как "The Turning Point".


После почти четырех месяцев студийной работы в Гамбурге Тило вернулся в Швейцарию.


Тило: Я надеялся немного расслабиться, но, к сожалению, до сих пор не нашлось времени для этого, а даже наоборот.


Пожелаем группе Lacrimosa, и конкретно Тило, отдохнуть, тем более, что альбом удался на славу.

[Назад к списку]





Ich bin der brennende Komet,
der auf die Erde stoßt,
der sich blutend seine Opfer sucht.

Внимание!

Уважайте чужой труд! При перепечатке информации данного раздела ссылка на LacrimosaFAN.ru обязательна.

Rambler's Top100
All pictures, logos from the band: © Hall of Sermon GmbH & www.LacrimosaFan.ru creators © 2004 – 2019 / All rights reserved.