Лакримоза: Интервью с Тило Вольффом. (leseternels.net, 11.06.2009)

[Назад к списку]

(leseternels.net, 11.06.2009)

Лакримоза существует уже 20 лет, пришло время дать слово её создателю – харизматичному Тило Вольффу. Несмотря на его музыку, леденящую кровь в жилах непосвященных, и его внешность в стиле «романтичного зомби», это весьма приятный, смешливый человек. И именно с ним Ваш покорный слуга разговаривал сегодня по телефону. Пусть внешний вид артиста не вводит Вас в заблуждение: чтобы писать настолько животрепещущую музыку, нужно иметь голову на плечах и не поддаваться собственным страстям. Так, кстати, называется новый альбом Лакримозы – Страсть (Sehnsucht). Итак, вот объяснения.

Lucificum: Начнем разговор, конечно, с «Sehnsucht'а» («Страсть»). Произведения многих немецких композиторов XIX-ого века (Шумана, Брамса, Шуберта) носят название – Sehnsucht... возможно, чтобы выразить грусть и некий налет романтики. Именно поэтому ты решил так назвать альбом?
Tilo: И да, и нет. Да, потому что это очень сильное слово с глубоким смыслом, которое отражает многие аспекты моей жизни. И нет, так как, несмотря на то, что с одной стороны, это слово означает некое желание, я все же расцениваю его не только как означающее грусть и романтику. Мне кажется, что оно скорее, как талисман, который указывает путь… когда ты хочешь чего-то, или ты желаешь куда-то отправиться. И это что-то необязательно романтичное. Именно это я хотел подчеркнуть. Как, например, в песне "Feuer" – совсем не романтичную сторону страсти. Она может быть яростью, любовью или, как в последней песне альбома, желанием пробудиться и стать причастным ко всему происходящему.

Lucificum: Я где-то читал, что слово Sehnsucht (страсть) наиболее часто встречается в творчестве Лакримозы.
Tilo: Я тоже об этом читал. (смеется) И если честно, никогда не проверял, правда ли это, хотя вполне возможно. Потому что это очень сильное чувство. Всегда, если ты не утомлен и тебе еще не все надоело, ты хочешь чего-то достичь. И если эта надежда, возможность или желание достаточно сильны, тогда твои чувства можно описать одним словом Sehnsucht. То есть, оно выражает и жажду, и тягу к чему-то. Это то, что сопровождает меня всю жизнь. Ведь я очень эмоциональный человек и нахожусь в вечном поиске. Это моя путеводная звезда.

Lucificum: И как эмоциональная личность… как считаешь, ты, скорее, оптимист или пессимист?
Tilo: Стопроцентный оптимист. Если бы я был пессимистом, то я не делал бы того, что делаю. У меня всегда есть надежда. Я всегда думал, если я буду упорно трудиться, если буду стараться делать что-то… но конечно, когда я пишу музыку или текст, то здесь задействованы все стороны моего «я» и моей жизни, все очень личное и глубоко скрытое во мне. Посредством музыки я выражаю самое сокровенное, то, что я скрываю ото всех. Когда я пишу песню, я думаю не о том, как бы выпустить новую песню для Лакримозы, я лишь описываю свои мысли. Творчество - очень интимный процесс, здесь я раскрываю свои самые потаенные чувства, которые впоследствии смогут услышать все, однако в первую очередь это мой диалог с самим собой.

Lucificum: У меня есть несколько вопросов, касающихся некоторых песен альбома «Sehnsucht». Например, "Feuer", как пришла идея задействовать детский хор?
Tilo: Когда я писал музыку к этой песне, я, с одной стороны, хотел сместить акцент в сторону струнных, которые создавали бы волшебную атмосферу, а, с другой стороны, противопоставить им тяжелые гитары. Что касается голосов, то здесь я хотел добавить что-то противоположное моим воплям. Ты можешь сравнить мой голос с гитарами, а голоса детей со струнными инструментами. Я не хотел создать что-то чересчур агрессивное, это не вязалось бы со словами. Я подумал, это хорошая идея задействовать в песне невинных детей, ведь благодаря их манере исполнения слова приобрели бОльшую значимость. Поэтому я принял это решение. Когда слышишь, как они поют эти резкие слова, понимаешь, это был оправданный ход.

Lucificum: Сложно было привлечь детей к записи альбома Лакримозы? Их родители не боялись?
Tilo: (смеется) Ты, конечно, прав. Когда я объяснял родителям, что их дети должны были петь, я говорил себе: «Черт побери, но они же родители». Но кто-то из детей очень здорово сказал: «Это как история, сказка про ведьму», и я ответил: «Точно, это сказка про ведьму». Родители согласились, и это здорово, ведь в сказках про ведьм нет ничего плохого. Знаешь, было забавно, когда дети уходили из студии, они продолжали напевать «хочу, чтоб ты сгорел»… (смеется) Это было действительно очень забавно.

Lucificum: Что касается песни "I Lost My Star In Krasnodar"... Краснодар – город на юге России и слова наводят на мысль о несчастной любви... личный опыт? Если не хочешь, можешь не отвечать – имеешь полное право.
Tilo: Ну да, Краснодар – город в России и до того, как я приехал туда с концертом, я ничего о нем не знал. И если сам город мне не особо запомнился, то его жители произвели на меня сильное впечатление; мы интересно провели там время. И все эти люди, с которыми встречаешься и расстаешься, как раз и являются смыслом гастролей. Всем им мы должны сказать прощай. Ведь ты знаешь, что возможно уже никогда не увидишь их вновь, или вы встретитесь через несколько лет. Итак, приехав в Санкт-Петербург, я сидел в номере отеля и думал только о том, что хочу вернуться в город, откуда только что уехал, и о котором ничего до гастролей не знал. И в этот момент я сказал себе, что обо всем случившемся - обо всех встречах и расставаньях - должен что-то написать, чтобы в будущем за это можно было зацепиться воспоминаниям. В некотором роде – это мой сувенир, который я привез на память из этого тура. Вот так родилась эта песни.

Lucificum: А "Mandira Nabula" что это? Я ничего не нашел…
Tilo: Это в некотором роде шифр. На самом деле эти слова бессмысленны, но если ты расположишь буквы в другом порядке, то все встанет на свои места. А как уж их собрать – зашифровано в самой песне. Знаешь, есть люди, которые всю жизнь посвящают разгадыванию тайны – будь то Библия или предсказания Нострадамуса. Это своего рода зависимость, необходимость – собрать знаки и зашифровать в них что-то. Что я и сделал, к тому же и смысл, заключенный в этих словах, для меня как ребус. И когда я их писал, я не мог понять, как к этому относится мое внутренне «я» – принимает или отвергает. Порой что-то оставляет в душе след, но ты не можешь осознать, нравится тебе это или нет. И то же самое было со мной. Я просто должен был написать эти слова, несмотря на то, что все еще не определился со своим отношением к этому вопросу. Я всего лишь хотел разгадать загадку. И я почти уверен, что когда исполню эту песню на сцене, я лучше пойму ее. Это то, что мне суждено узнать лишь в будущем.

Lucificum: Принимая во внимание, что у меня только промо-альбом «Sehnsucht», можешь мне рассказать, кто что исполняет в этом альбоме?
Tilo: На ударных Arturo Garcia и Florian Brunset, все остальное исполнял я сам. Но, конечно, я не играю на скрипке. Мы работали с оркестром Филармонии Шпильман-Шнайдер (Spielmann-Schnyder Philharmonie), тем же самым, с которым мы записали уже 3 альбома. Гитары, синтезатор, рояль… я на всем играю сам.

Lucificum: Впервые Лакримоза представляет обложку для дисков и в черно-белом варианте и в цветном (но с разными версиями песен)… Почему вы предприняли такой шаг именно сейчас?
Tilo: Мне пришла эта идея, я сел и сделал эскиз. Результатом я остался доволен. Кстати, когда я придумал обложку, альбом еще был не готов. Я как раз работал над названиями для песен "A Prayer for Your Heart" и "Feuer". Я посмотрел на этот рисунок и меня осенило. Понимаешь, когда все исполняешь сам, ты перебираешь самые разные варианты, а потом смотришь, что сработает, а что нет. Записывая песни, я шел к цели и, достигнув ее, останавливался. Но я подумал, что было бы здорово сделать нечто большее. В принципе, процесс создания альбома - это и есть все мои метания. На этот раз все шло как по маслу, обложка была готова, чему я даже не был удивлен. Почти все было готово, но я еще не успел закончить запись в студии. Я все время хотел что-то подправить. И я вновь обратился к текстам… и захотел сделать другую версию... А для этого была нужна уже совсем другая обложка, и на ум мне пришла вновь идея с огнем, но на этот раз в цвете. Если ты коллекционируешь альбомы Лакримозы, то тебе следует приобрести оригинальную версию в черно-белом исполнении, в этом их единство. А если ты только недавно вступил в ряды фанатов Лакримозы, то можешь выбрать цветной, ну, естественно, если у тебя нет остальных, черно-белых альбомов... иначе это будет не очень гармонировать. Тогда ты услышишь иное звучание этого альбома. Но, конечно, черно-белая версия – оригинальная. А другая, несмотря на то, что цветная более привлекательна, и я ее тоже люблю... если честно, это не оригинал.

Lucificum: И возможно немного странный вопрос – но если бы великие композиторы, такие как Моцарт, Бах, Бетховен, могли бы услышать Лакримозу... как думаешь, какое у них сложилось бы мнение?
Tilo: Если кто-то вроде Баха услышал бы нашу музыку, думаю, он бы меня убил. (смеется) А вот если бы это был кто-то вроде Моцарта, думаю, он бы понял. Хотя, конечно, то, что я пишу, не может показаться им нормальным. Я сочетаю несовместимые вещи с точки зрения музыкальной теории. Например, могу взять аккорд в миноре и в мажоре одновременно... кто-то вроде Баха за такое бы просто убил. Но я пишу музыку не для того, чтобы создать произведение, а чтобы выразить эмоции. Музыка должна подчиняться чувствам. Поэтому я думаю только о самой музыке, а не о правилах исполнения. Она должна выражать то, что ей велят чувства. И с этой стороны, у многих студентов, изучающие музыку, могут возникнуть трудности с пониманием творчества Лакримозы.

Lucificum: Как зарождается песня? С чего начинается творчество - с чувства, текста, музыки?
Tilo: Да, по-разному. В большинстве случаев, на основе чувств в моей голове рождается мелодия или слова, которые мне необходимо записать. Но иногда это просто вдохновение, я сажусь за рояль или беру гитару и начинаю играть. И когда я останавливаюсь, я знаю, что на свет появилась новая музыка. Это захватывающе. Надеюсь, это никогда не изменится; но когда я сажусь за рояль, мне достаточно 10 минут, чтобы в голову пришла идея. Это чудесно, ощущение, как будто музыка со мной разговаривает, и я ее слышу. Конечно, речь идет не о целой песне, остается еще много доработок, которые иногда могут занять целый год. Но это всегда очень увлекательно сочинять музыку, и знаешь, что когда ты к чему-то стремишься, и у тебя в результате что-то получается… Ты до этого спрашивал, оптимист я или пессимист, я действительно оптимист, потому что я твердо знаю, что когда я стараюсь, у меня все получается. И это замечательно.

Lucificum: А каков был вклад Анне (прим. авт.: Анне Нурми поет и играет на клавишных) в создание «Sehnsucht'а»?
Tilo: Ее вклад очень важен. Я не продюсер и не студийный музыкант, я сам по себе. Я мог бы реально уйти с головой в творчество и писать то, что никто не смог бы понять. Так вот, как только у меня готов отрывок, я играю его Анне. Она единственная, к чьей критике я прислушиваюсь. Анне не принимает участия в процессе создания моих песен, она держится на некоторой дистанции – не как я – это помогает ей взглянуть на мою музыку со стороны. Во-вторых, она – часть Лакримозы: она знает, что я хочу выразить; чувствует, что происходит на сцене; она – часть всего этого процесса. Анне работала над столькими альбомами Лакримозы, что знает всё до мелочей, не погружаясь в это так глубоко, как я. И она превосходный критик. Это то, что мне нужно. А еще она может писать песни, такие как "A Prayer for Your Heart". Ее голос, то, как она играет на синтезаторе на сцене... все это очень важно.

Lucificum: А ты думал когда-нибудь о создании полностью симфонического альбома, без гитары и ударных?
Tilo: Нет, это вряд ли возможно. Да, я уже работал с оркестром над альбомом «Echos» в 2003 году. Думаю, на этом все и закончится. Я люблю это великолепное сочетание классических музыкальных инструментов и более агрессивных гитар и ударных, меня привлекает именно эта комбинация. Писать музыку только для оркестра или только для гитар для меня не так интересно. И так уже достаточно групп, которые этим занимаются, и рок-группы, и исполнители классической музыки. Не думаю, что мое место там, среди них.

Lucificum: А ты, правда, не считаешь себя ни классическим композитором, ни рок-музыкантом?
Tilo: Скажем так, я где-то посередине.

Lucificum: Скажи, играть вживую с классическим оркестром – это последнее, о чем ты мог бы подумать?
Tilo: (тишина) Видишь ли, конечно, это было бы замечательно. Но я вижу две проблемы. Первое, это как только я выхожу на сцену… Кстати, возвращаясь к твоему предыдущему вопросу, я скорее вижу себя на ней как рок-музыкант… Так вот, в этот момент я и вправду хочу играть рок, обращаться к залу, и чтобы зал мне отвечал. Я должен ощущать энергетику зала. Если публика спокойная, то я не могу нормально отыграть концерт, мне необходимо ее чувствовать. Так я могу раскрыться; могу изменять песни, слова и делать каждый концерт уникальным. Каждый концерт отличается от других, потому что я стремлюсь донести до зала свои эмоции. Подобное будет невозможно, если я выйду на сцену с оркестром. Я не смогу импровизировать. Не смогу быть непредсказуемым, потому что буду вынужден играть то, что мы репетировали: перед оркестрантами лежат их партитуры, и они должны им следовать. В конце концов, это будет театральная постановка, а не настоящее шоу. Это первая проблема. Вторая – это будет какое-то единичное грандиозное мероприятие, а не совсем справедливо, ведь у нас много фанатов во всем мире… Организовать такое шоу было бы возможно только в одном месте, только в одной стране, неважно какой именно, а все остальные останутся ни с чем. Это несправедливо. Конечно, мы могли бы организовать нечто вроде он-лайн трансляции в интернете, но это будет уже не то. Это будет нечестно, и я не смогу выбрать, в какой стране провести такое шоу.

Lucificum: Тогда, у тебя не будет выбора – придется во всех странах играть с оркестром.
Tilo: (смеется) Точно, но это будет невозможно.

Lucificum: Скажи, ты доволен, что у тебя есть своя собственная студия записи - Hall Of Sermon? Ты никогда не думал, чтобы прибегнуть к услугам сторонних лейблов?
Tilo: Мое отношение к студии - это как коктейль из любви и ненависти. Я никогда не жалею об этом, потому что я могу делать все, что захочу. Например, выпустить этот альбом в двух версиях, ни одна студия мне этого не позволила бы. Или, например, поместить самую длинную песню в начало альбома. Все студии сходятся во мнении, что первым должен идти хит, то есть цепляющая и короткая песня. А так, подобные решения я принимаю сам, чем очень доволен. С другой стороны, когда речь идет о выпуске альбома, я сам несу все финансовые риски, что, конечно, не может меня радовать. Я бы хотел работать со сторонним лейблом, чтобы иметь возможность им сказать: «Вы должны сделать то-то и то-то. Мне не нравится, что вы поступили так-то. Сделайте, так, как должно быть или я буду записываться на другом лейбле». (смеется) Это было бы здорово… Но я продолжаю заниматься своей фирмой, и если что-то не получается, винить я могу только себя... Так что это действительно и любовь, и ненависть в одном.

Lucificum: В этом году будут концерты во Франции?
Tilo: Я бы очень этого хотел.

Lucificum: И мы тоже.
Tilo: (смеется) О, конечно! Но, видишь ли, я стараюсь. Я хотел бы выступать во Франции, а именно в Париже, и позже даже объясню, почему именно там. Но нет такого промоутера, который пригласил бы меня туда. В некотором смысле это, конечно, печально … есть люди в Китае, Америке, да почти везде, которые приглашают нас играть, но не в соседних странах – а я ведь в Швейцарии, в 15 минутах от границы с Францией. И хотя я довольно часто бываю во Франции, тем не менее, никогда там не выступал, потому что наши соседи нас не приглашают, и это действительно жаль. Почему я так хочу выступать в Париже? Как я уже говорил, я часто бываю во Франции, несколько раз был в Париже в прошлом году, у меня там было много дел. Признаюсь, что первые идеи для альбома ко мне пришли в Париже. И я даже хорошо помню, где именно. И по возвращению в Швейцарию я начал вплотную над ним работать. Именно поэтому я хочу представить свой альбом в Париже и надеюсь, что в следующем году это получится, и я найду промоутера, который организует концерт.

Lucificum: Когда ты не сочиняешь песни для Лакримозы, какую музыку ты слушаешь?
Tilo: Самую разнообразную – это и первые готик-рок-группы, такие как Joy Division, Bauhaus и тяжелый металл 90-х: Gorefest, Benediction, и поп-музыка: Эмми Мак Дональд. Она мне напоминает первые альбомы New Model Army, немного более попсовая версия, но атмосфера та же. Диапазон велик – от готики и металла до поп-музыки. Я не привязан ни к одному конкретному стилю.

Lucificum: И напоследок, ты всё еще работаешь над Snakeskin?
Tilo: Да, конечно, я хотел бы продолжить работу над этим проектом. Единственная проблема – нехватка времени, конечно. Лакримоза занимает каждую свободную минуту, сейчас я занимаюсь подготовкой концертной программы, а когда гастроли завершатся - к концу года, наверное, но пока я не уверен - то тогда смогу уделить достаточно времени SnakeSkin, я к нему обязательно вернусь. Не знаю когда, но SnakeSkin все еще жив.

Lucificum: Наш разговор подходит к концу... Есть что-то, что ты хотел бы добавить?
Tilo: Конечно. (смеется) Я недавно говорил, что хотел бы выступить во Франции. И я даже начал в этом году изучать французский. (далее неуверенно говорит по-французски) Да, я не очень хорошо говорю, но немного понимаю.

Lucificum: Поздравляю! Не так уж и плохо. (смеется)
Tilo: (смеется, и снова переходит на английский) Да, мне нужно еще поработать над этим. И надеюсь, что когда я приеду с концертом во Францию, буду говорить лучше. (смеется) А если серьезно, всё, что я могу сказать французским фанатам, это поблагодарить их за терпение, с которым они ждут концертов Лакримозы, и очень надеюсь приехать во Францию уже в следующем году. И еще, следующий мой отпуск я снова проведу там!

Lucificum: Ну что ж, будем надеяться. Может, однажды ты напишешь песню для Лакримозы по-французски?
Tilo: (смеется) Как знать, посмотрим, спасибо за интервью.


Источник: http://www.leseternels.net/interviews.aspx?id=280, Lucificum, 11 июня 2009
Перевод с французского: Dinnea специально для LacrimosaFAN.ru
Отредактировано: user7676767 (aka Cold-Flame)
Перепечатка материала только со ссылкой на LacrimosaFAN.ru

[Назад к списку]





Ich bin der brennende Komet,
der auf die Erde stoßt,
der sich blutend seine Opfer sucht.

Внимание!

Уважайте чужой труд! При перепечатке информации данного раздела ссылка на LacrimosaFAN.ru обязательна.

Rambler's Top100
All pictures, logos from the band: © Hall of Sermon GmbH & www.LacrimosaFan.ru creators © 2004 – 2019 / All rights reserved.