Нас ожидает забвение (1rock, 3(5) июнь 2009)

[Назад к списку]

Вот уже более 15 лет творческий дуэт композитора-мупьтиинструменталиста Тило Вольфа и вокалистки Анне Нурми тешит и забавляет поклонников готического металла со всех частей света. В чем-то однообразные и предсказуемые, а в чем-то революционные Lacrimosa хороши и новыми, и старыми работами. Несмотря на скромность проекта, редко мелькающего на первых строчках рейтингов или новостей, без этой группы мир музыки был бы иным.
2009 год ознаменовался возвращением Lacrimosa в плееры, компьютеры и музыкальные центры меломанов: очередной альбом, озаглавленный Sehnsucht, заставил себя долго ждать, но наконец-то вышел. К этому событию и приурочена сегодняшняя беседа 1ROCK с лидером Lacrimosa. Несмотря на формальный повод, нам удалось поговорить о глубоко личном отношении музыканта к своему творчеству и искусству в целом. Тило Вольф по-прежнему остается человеком, умеющим свести деловые расспросы к неземным материям...

Что для тебя важнее: эксперимент, открытие новых горизонтов или продолжение работы в избранных творческих рамках, в сложившемся формате?
Tilo: Эксперимент, однозначно. Я не хочу застрять в одном стиле или переигрывать одну и ту же песню на протяжении всей карьеры. Мое кредо - поиск новых путей самовыражения через музыку.

Свежий альбом Sehnsucht - чем он стал для группы с точки зрения личностного и музыкального развития?
Tilo: Для меня как музыканта столь сложная и всеобъемлющая работа была серьезным шагом вперед. Учитывая то, что почти на всех инструментах я играл сам. эта запись стала своего рода экзаменом для моих музыкальных способностей. В личностном же плане пластинка является продолжением моей души - так же, как и все предыдущие. Часто слушаю этот альбом ночами. Полное освобождение и релаксация; я растворяюсь в музыке...

Немногие музыканты признаются в том, что слушают по ночам собственные альбомы...
Tilo: Ну, я доволен тем, как нам удалось справиться с записью и всеми сопутствующими вопросами. Проделана огромная работа. Хотя в какой-то мере это было проще, чем раньше: никому не надо ничего объяснять, сам сел и сыграл. Альбом очень близок мне, я чувствую эту связь.
Еще свежа память об эмоциях, которые были вложены в песни. Так что по завершению сведения этот диск на какое-то время стал моей любимой записью, моим детищем и моей игрушкой, к которой хотелось возвращаться снова и снова...

На Sehnsucht есть практически все, что встречалось на ваших прежних альбомах. Но в этот раз музыка как-то проще, что ли... или мне кажется?
Tilo: Я не знаю, сложнее или проще новый альбом. Я бы выразился иначе: он более радикален. Гитарные, роковые части жестче, чем когда-либо раньше у Lacrimosa, а нежные, эмоциональные песни - еще более чувственны.

Сколько времени заняло написание песен? Я так понимаю, вы приступили к сочинению не сразу после Lichtgestalt (2005), а лишь год спустя, закончив все туры.
Tilo: Вообще да, после Lichtgestalt мы очень много времени провели в турне, так что возможности полноценно творить попросту не было. Вернувшись, мы сработали DVD Lichtjahre, и только после этого я засучил рукава и стал претворять в жизнь накопившиеся музыкальные зарисовки. Это было осенью 2007-го. Материал сочинялся и дорабатывался чуть ли не до самого последнего момента. Например, четвертую песню на альбоме, «Feuer», я сочинил, когда запись была уже практически завершена. В общем, Sehnsucht - это полтора года нашего неторопливого и вдумчивого труда.

Как правило, тексты Lacrimosa - нечто большее, чем просто слова. Чему посвящена лирика на этот раз?
Tilo: На этом альбоме слушатель имеет дело с чем-то вроде «концепции настроения», и она заложена в названии альбома - Sehnsucht, по-английски «yearning» или «longing» (по-русски нечто вроде «сильного желания», «томления», «тоски» -прим. авт.). Каждая песня передает определенный аспект, определенную сторону этого чувства, а общее настроение альбома пропитано духом томления, фрустрации и желания недостижимого.

Сюжеты и образы выписаны из личного опыта?
Tilo: Абсолютно верно, я всегда пишу о вещах, которые переживаю или когда-то пережил. Это общее правило для моего творчества: я всегда выражаю что-то очень дорогое, что тронуло и оставило след в моей душе.

На альбоме есть песня «I lost my star in Krasnodar» - этот российский город тоже наследил?..
Tilo: Ну... это... (Мнется.) Воспоминания, которые я привез оттуда, - это мой личный туровый сувенир.
Я написал эти строки в гостиничном номере в Санкт-Петербурге, уже после концерта в Краснодаре. Эта песня - о том, э-э-э... что случилось там, и о людях, к тому причастных. (Вдаваться в подробные расспросы я не стал, позволив Тило рассказать ровно столько, сколько он хотел сообщить - прим. авт.) С другой стороны, эта вещь - посвящение нашим русским фэнам. Я всегда ощущал доброту и позитивную энергию, идущие от русской публики, всегда хотел подарить ей нечто особенное - наконец, такая возможность представилась.

Ты сказал, что способен писать лишь о том, что испытал сам. Позади уже столько песен... Нет недостатка в новых переживаниях?
Tilo: О, нет, с этим никогда не было проблем! Для меня важно держать все в себе, коллекционировать в памяти какие-то встречи, чувства, события, мысли, чтобы время от времени доставать их оттуда. Ведь некоторым переживаниям нужно время для того, чтобы полностью вызреть. Как раз такой опыт имел место при сочинении Sehnsucht: я писал не только о «свежем», но и о событиях, произошедших много лет назад. Словно боялся думать об этом раньше, боялся переживать какие-то вещи вновь.

Похоже на изгнание внутренних демонов в свое собственное творчество...
Tilo: Это отличный шанс отпустить что-то, успокоить себя, рассчитаться с воспоминанием и дать ему уйти. Пережить его еще раз и оставить в прошлом, чтобы оно больше не тревожило. Своего рода очищение через музыку.

Если сравнивать новую программу с остальными дисками Lacrimosa, какому из них, на твой взгляд, Sehnsucht ближе в эмоциональном плане?
Tilo: Никогда не думал об этом... Наверное, к Elodia. Эти пластинки в чем-то близки в плане эмоционального воздействия и по силе заложенной концепции. Elodia - это любовь, а Sehnsucht - томление, желание, духовная жажда. Эти чувства могут быть одинаково сильны, одинаково пьянящи и одинаково убийственны.

Не могу не заинтересоваться символизмом артворка Sehnsucht. На фоне безлюдного лесного массива арлекин поджигает вставшую на дыбы лошадь вместе с обнаженной наездницей - и все это, как обычно, набросано чуть ли не от руки серым карандашом... Что за дела?
Tilo: Этот самый арлекин с факелом разжигает пламя, которое символизирует силу тоски, «Sehnsucht». Лошадь олицетворяет мощь, сипу и свободу этого чувства: оно прекрасно в своей неумолимости, способно завести куда угодно. Всадница - это, с одной стороны, связь с Эподией (альбом Elodia 1999 года, концептуально посещенный любви - прим. авт.), которая умерла 10 лет назад и вернулась, чтобы показать, что страсть может быть сильнее смерти. С другой стороны, это отсылка к пластинке Satura (1993), где слушатель впервые встречается с ней...

Ты и вправду считаешь, что тоска по кому-либо или чему-либо может приносить освобождение?
Tilo: У всего есть положительные и отрицательные стороны. Тот же Интернет: с его появлением стали возможны самые удивительные достижения, равно как и появилась возможность причинить столько вреда... То же самое с тоской: из разрушающей. подтачивающей эмоции она может превратиться в позитивную мысль и энергию, если настроиться на достижение цели. Если, конечно, тебе действительно нужна сила, чтобы дойти до конца пути. Иначе ты рискуешь превратиться в раба этого чувства, как многие люди.

Даже самое безнадежное томление, как и все в этом мире, есть красота, а красота - освобождающая сила сама по себе. Я верно трактую твои слова?
Tilo: Да, именно так.

Вообще символы, фигурирующие на обложках Lacrimosa, довольно немногочисленны, как и количество используемых цветов. Женщина, клоун, все эти черно-белые арлекиновские тона...
Tilo: Главное - в сочетании черного и белого, в игре противоположностей. Это как наша музыка, объединяющая созидательные эмоции и деструктивную агрессию. «Черное и белое», «рай и ад», «хорошее и плохое», «успехи и поражения» - противоположности, соприкосновение которых порождает жизнь. Но это в динамике, а в статике, когда время останавливается, важны лишь полюса. Все остальное - не более чем опенки серого,

У тебя собственный лейбл, Hall of Sermon, среди подписантов которого были Love Like Blood, Evergray, Dreams Of Sanity... Насколько затраты по распространению и пиару релизов Lacrimosa оправдывают себя сегодня?
Tilo: Помнится, в 1994 году, когда уже существовал Hall of Sermon, мы выпустили сингл Schakal и - позже - четвертый альбом Lacrimosa Inferno. В попытках «пристроить» их на более крупные лейблы я общался с боссами многих контор, и все речи сводились к следующему: «Это не готика и не металл. Массы не станут такое слушать, а я не возьмусь это выпустить». Так что если бы я не организовал лейбл и не выпустил эти альбомы, их никто бы и не услышал. И готик-метал не был бы таким, как сейчас. Так что, думаю, своя выпускающая компания была верным решением в те годы - она позволила мне не ограничивать и не подстраивать свое творчество ни под вкусы аудитории, ни под прогнозы боссов. Сегодня нам, конечно, не составило бы большого труда обосноваться на каком-нибудь крупном лейбле, однако мы удовлетворены собственными возможностями и ценим собственную независимость.

Ты менеджер популярной глэм-рок-группы Cinema Bizarre. К чему сводится деятельность на этом коммерческом поприще?
Tilo: Я продюсер, соавтор музыки и организатор всяческих акций, связанных с этой группой. Но работа с Cinema Bizarre в списке приоритетов находится ниже моей собственной музыки. Сейчас выходит альбом Lacrimosa, и все мое внимание, все силы посвящены именно этому.
...В Cinema Bizarre я могу дать выход каким-то коммерческим или попсовым музыкальным идеям, которые не хочу проворачивать с Lacrimosa. Возможно, если б не ЭТОТ проект, моя основная группа сейчас была бы более... даже не хочу подбирать слово. А в Cinema Bizarre я могу экспериментировать перед широкой аудиторией не в ущерб Lacrimosa.

SnakeSkin - электронный проект, запущенный в 2004-м, - для тебя скорее экспериментальный полигон или самостоятельная музыкальная единица?
Tilo: Как кто-то метко выразился, проекты и альбомы для музыканта - словно дети, и это именно мой случай, У Lacrimosa и SnakeSkinсвоя индивидуальность, и каждый из этих проектов мне по-своему дорог. Не могу сказать, что в какой-то из групп реализую себя больше, а вторую отвожу под своего рода музыкальную лабораторию для испытания новых идей. Это две независимые творческие единицы, и никогда не было такого, чтобы я колебался, в какой из проектов пристроить очередной свежее-сочиненный музыкальный фрагмент. Как только мелодия приходит, я знаю, куда она пойдет дальше. Несмотря на довольно долгое молчание, проект SnakeSkin жив, просто у меня пока нет на него времени. Как только закончим туры в поддержку Sehnsucht, планирую заняться делом поплотнее, ибо идей уже накопилось порядком.

Тебе доводилось гостить на альбомах других коллективов: в частности, я хорошо помню твое участие на Endorama Kreator и Masquerade Dreams Of Sanity. Расскажи, какие из «походов в гости» вспоминаются сегодня как что-то особенное?..
Tilo: Из того, что я делал в составе других групп, больше всего запомнились три эпизода. Первый - это Kreator. Нас с этой группой связывает не только дружба, но и любовь к одному стилю: я большой поклонник трэша и дэта конца 80-х - начала 90-х. Сотрудничество было интересным: ребята из Kreator приоткрыли для себя готические элементы на альбоме Endorama, а я, будучи готом, получил возможность поиграться с агрессивным металлом. Своего рода музыкальные каникулы, на которых мы как бы отправились в гости друг к другу.
Второй эпизод - это совместная работа с австрийцами Dreams Of Sanity, которые выпускались на моем лейбле. Я спел партию Призрака на кавере уэбберовской «The Phantom Of the Opera», которая вошла на альбом Masquerade 1999 года. Эта песня - классика нашего времени, и исполнять ее было огромным удовольствием.
И, наконец, номером три в моем списке идет коллаборация с Йоахимом Виттом, немецкой поп-звездой 80-х, на его альбоме Bayreuth 3 несколько лет назад. Я не только спел, но и был задействован в творческом процессе, что оказалось очень интересным опытом. (К слову, в гостях у маститого певца также побывали Apocallyptica и OOMPH! -прим. авт.)

То есть ты открыт для любых предложений сотрудничества?
Tilo: Да, если мне нравится группа и нравится музыка - абсолютно.

Сегодня ты считаешься одним из тех, кто определил развитие готик-метала как музыкального жанра. Каким видишь место Lacrimosa в музыкальной истории, скажем, сто лет спустя?
Tilo: Думаю, мы будем забыты. Ибо музыка (в ее основной струе) все больше тяготеет к лаконичным и легкоусвояемым формам. Если так пойдет дальше, то голой эмоциональности, атмосферным музыкальным палитрам и трекам по 10 минут совсем не останется места в мейнстриме. Так что вероятность, что наши пра-пра-пра-пра-правнуки будут слушать эту музыку, ничтожно мала.

Ну, по крайней мере, мы с тобой этого уже не увидим...
Tilo: Хм. Не скажи! Я абсолютно убежден, что человек вечен. Нет, речь не о возвращении в этот мир в виде цветочков или камушков, но я верю, что душа продолжает жить. Как многие знают, я очень религиозен. Христианство - основная часть моего мировоззрения и, как следствие, эти убеждения отражаются на творчестве и идеях Lacrimosa. Поэтому для меня физическая смерть - это еще не конец. Так что очень может быть, что мы застанем будущее, явимся пра-пра-пра-пра-правнукам во сне и скажем (зловеще шепчет): «Э-э-э-эй, ты должен послушать Lacrimosa!» (Смеется.)


Источник: 1rock, 3(5) июнь 2009, Kayodot

Перепечатка материала только со ссылкой на первоисточник

[Назад к списку]





Ein Traum der Liebe seiner Sehnsucht
Ein Traum der Augen — nicht der Hände
Ein Traum zum träumen — nicht zum leben

Внимание!

Уважайте чужой труд! При перепечатке информации данного раздела ссылка на LacrimosaFAN.ru обязательна.

Rambler's Top100
All pictures, logos from the band: © Hall of Sermon GmbH & www.LacrimosaFan.ru creators © 2004 – 2019 / All rights reserved.