Наверное, ни одному лидеру музыкального коллектива не удалось избежать страха сцены, в разной степени проявляющегося на том или ином этапе карьеры. Кто-то смягчает это чувство алкоголем, тогда как другим требуется нечто покрепче (доводящее до выворачивания содержимого желудка в ванной) при одной только мысли о необходимости оказаться перед огромной толпой. Для Тило Вольффа, главного человека в Лакримозе, лекарством перед самым первым концертом группы стала бутылочка виски, средство, столь популярное в индустрии развлечений, но никак не сказавшееся на первом выступлении группы.
Много ли групп дебютируют на сцене перед 15-ти тысячной толпой на фестивале, перед 15-тью тысячами пар пристально следящих глаз? Как долго Лакримоза могла воздерживаться от живых выступлений? Не столько сознательное решение, сколько отвращение Тило к толпе привело к тому, что Лакримоза, возглавляемая им и его соавтором и супругой Анне Нурми в течение последних 16 лет, не давала концертов до выхода 4-ого альбома.
«На протяжении многих лет люди звали меня на сцену, но я всегда отказывался, – вспоминает Вольфф. – Затем, когда я, наконец, ответил на одно из предложений согласием, это был фестиваль с 15-тью тысячами зрителей. И я подумал: "Если я это сделаю, я сделаю это сильно, жестко". Потому что пути назад не было, это было единственно возможным для меня вариантом. После того концерта я знал, что выжил, пусть с бутылкой вина и пьянкой, но выжил».
С тех пор Лакримозе удалось более чем выжить: пройти путь, завершающийся на рубеже двух десятилетий. В течение этих лет были выпущены 10 альбомов, с перерывом между релизами не более 2 лет. Традиция была нарушена 4-годовым разрывом между альбомом «Lichtgestalt» (2005) и самым новым творением «Sehnsucht» (2009). Музыкальный стиль охватывает диапазон от готики до симфоники, металла и рока, и на протяжении всей своей истории группа экспериментировала со смешением этих стилей. Они проехали по всему миру. У них появилось множество фан-клубов от Южной Америки до Европы и Азии. Они встречались с самыми разными поклонниками после каждого выступления. Учитывая изначальную боязнь толпы, имевшуюся у Тило, всё это может показаться немного странным. Но это уже не та фобия, что была у него на начальных этапах. Вольфф всегда, вопреки страху, хотел выступать вживую и, с тех пор как он решил победить свой страх, концерты стали неотъемлемой частью жизни его группы.
«Сейчас это – одна из моих самых больших радостей. Я всегда хочу общаться с людьми: они разделяют со мной так много, и мне тоже хочется разделить что-то с ними. Во-вторых, я осознал, что у Лакримозы не будет будущего, если мы не выйдем на сцену. Мне было нужно прыгнуть в бездну, в пустоту, оказавшись в которой я не знал бы, чем все это закончится, потому что я понятия не имел, судьба ли мне стоять на сцене.».
Это не означает, что Тило удалось полностью избавиться от нервозности, испытываемой при каждом выходе на сцену с Анне и группой. Нет, скорее он нашел свой способ справиться с пожирающими его практически каждую ночь взглядами. Он просто закрывает глаза.
«Я довольно скромный человек и порой мне вовсе не хочется, чтобы на меня смотрели. Всякий раз, когда я закрываю глаза, я словно ребенок, который прикрывает лицо руками и говорит: "Никто меня не видит!" Конечно, я понимаю, что здесь много людей, но я закрываю глаза и думаю: "Не обращай внимания, просто не обращай внимания"».
Таким образом, Тило научился расслабляться на сцене во время шоу. Наблюдая за ним сегодня, мы не заметим ни единого намека на неуверенность и неуклюжесть в движениях. Он даже включил в представление танцы и театральные движения рук. В перерывах между куплетами певец в ритм басам или ударным совершает движения руками, что делает его кем-то средним между дирижером оркестра и печальным арлекином с логотипа группы. Танцы и эти движения стали для Вольфа почти необходимостью.
«Когда я впервые вышел на сцену, я осознал, что песни слишком длинные. Но если я стою на сцене и мне нечего петь, что же я должен делать? Я не мог стоять на месте, поэтому начал танцевать. Вот так все и получилось. Сначала казалось, что это выглядит ужасно глупо, тогда я закрывал глаза и просто делал так, как чувствовал. Сейчас я в эти моменты ни о чем не думаю, просто делаю то, что хочу. Я просто танцую и слушаю музыку, как если бы я находился у себя дома».
Итак, о доме, именно в готических клубах на своей родине – во Франкфурте-на-Майне – Тило начал соединять различные кусочки в постоянно меняющуюся мозаику, составляющую непредсказуемое экспериментальное звучание Лакримозы. Для Тило все сводилось к старому клише: если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам.
«Когда я бывал в готических клубах в 80-ых, я всегда просил поставить Guns`n`Roses, но ди-джеи говорили: "Ты сошел с ума?" А я отвечал: "Мне все равно. Мне нравится эта группа". Я просто хотел сочетать разные музыкальные стили, которые мне нравились, но не находил никого, кто действительно делал бы это, будь то электро-, готик- или металл-группа. Поэтому я решил, что мне нужно сделать это самостоятельно. Я просто пытался соединить разные частички в единое целое».
По-настоящему интересно во всем этом то, что на стадии своего зарождения Лакримоза существовала как проект без музыки в полном смысле этого слова. В процессе творчества, который остался неизменным до нынешних дней, песни Вольффа рождались на основе стихов, музыка к которым была написана позже.
«Когда я начинал проект Лакримоза, у меня не было цели стать рок-звездой или чего-то в этом роде. Хотелось лишь придать новую глубину своим стихам, которые я писал с… уже даже не могу вспомнить, с каких пор. Я всегда записывал свои мысли, но однажды пришел к осознанию, что этого недостаточно. Я хотел что-то сыграть своей подружке. Началось все только по этой очень простой причине, но потом вышло за узкие рамки и в результате трансформировалось в музыкальный проект. Я продолжал работать, но и при этом не хотел забывать свои корни. Зачем нужно искажать прошлое? Такой была главная идея. Вот почему я до сих пор занимаюсь музыкой. Это так чудесно, потому что похоже на написание саундтрека к фильму. Слова – это фильм, картинки в моей голове, и мне не хватает лишь музыки, чтобы окружить их».
В 1991, последующем за релизом демо-кассеты «Clamor», пришло время записать первый полноценный альбом – Angst. Вольфф быстро понял, что не относится к тем людям, которые позволяют кому-то диктовать, что им делать, и с самого начала решил идти только своей дорогой. Так был создан собственный лейбл Hall of Sermon, основной задачей которого было издание альбомов Лакримозы, а позже и работ других готик- и dark-wave-коллективов.
«Когда я записал первую демо-кассету, я разослал ее копии в звукозаписывающие компании, и они отсылали мне в ответ контракты с условиями типа: "Мы выбираем песни, мы выбираем обложку" и все в таком духе. Я чувствовал, что так дело не пойдет. Тогда я решил взять всё в свои руки. Единственной проблемой оказалось то, что я не имел представления, чем занимается звукозаписывающая фирма. Потребовался год, чтобы разобраться, что нужно для издания альбома. Причина всему – желание быть независимым и самостоятельно принимать все решения. Никто не должен мне указывать, что делать».
Затем в 1993 году сольный проект Тило превратился в дуэт с женщиной, ставшей для него не только соавтором, но и супругой. Мир музыки усеян останками групп, распавшихся из-за внутренних конфликтов, и, в определенном смысле, отсутствия уважения между участниками. Но супруги (прим. перев.: букв. husband and wife – муж и жена), стоящие за Лакримозой, по словам Вольффа, никогда не сталкивались с подобными проблемами работая над песнями.
«Это процесс, полный уважения и основанный на нем. Если Анне делает что-то, что мне не понятно, то я прошу мне это объяснить, но никогда не говорю: "Не делай этого". Если она не может объяснить, тогда я прошу: "Пожалуйста, запиши это так, чтобы я смог понять". И так далее в подобном ключе».
Они оба стремятся прислушиваться друг к другу, по крайней мере, это касается музыкальной стороны дела, например, во время сочинения песен. Вероятно, это рецепт долголетия не только их брака, но и музыкального союза.
«В конце концов, мы приходим к компромиссу, но чаще всего работаем по отдельности, что важно, потому что нам обоим следует отражать собственные чувства, а не пытаться подстроиться друг под друга. Хотя мы являемся одной командой, очень важно сфокусироваться именно на том, что каждый из нас как личность хочет сделать».
За время своего сотрудничества Вольфф и Нурми постоянно касались темной стороны музыки. И хотя ранние работы были весьма мрачными, за этой пеленой скрывалась красота. Сосредоточиться только на «темной» музыке значит увидеть лишь половину картины. Как утверждает Вольфф - хотя это может удивить многих, кто слушает его музыку недавно - он никогда не утопал в пессимизме. Он описывает процесс создания музыки как единственное время, когда он может на 100% быть искренним. Например, тема последнего альбома Лакримозы – пробуждение из комы отчаяния.
«Я всегда был очень оптимистичным человеком. Иначе я убил бы себя еще много лет назад. То, что я пытаюсь сделать, это посмотреть в лицо темной стороне своей личности и извлечь из неё силу. Думаю, это слабость, если вы пытаетесь что-то скрыть и не имеете смелости этому противостоять. Я же этому противостою и извлекаю из этого силу. Когда я был моложе и записывал первые альбомы, я еще не осознавал всего этого с такой ясностью. Я страдал. И чем старше я становился, тем четче понимал, что это страдание предоставляет тебе два возможных пути: ты либо утопаешь в нем, либо извлекаешь из него силу, и я выбрал второе. Именно поэтому в музыке я всегда пытаюсь найти свет».
Чем же обернулось для Вольффа его постоянные поиски света. Кроме работы в HoS, сочинения музыки и текстов для Лакримозы, гастролей в поддержку каждого альбома Вольфф занимается и дизайном обложек для каждого диска. Принимая на себя столько обязанностей, нельзя не испытывать хроническую усталость. Тило обещает взять перерыв, это лишь вопрос времени, когда же появится свободная минутка. И это в который раз доказывает, что легче сказать, чем сделать.
«После многих лет, я готов признать, что мне нужна передышка, мне нужен отдых. Но никак не могу найти для этого времени. Например, я хотел сделать перерыв до начала турне, потому что оно довольно продолжительное. Но до сих пор у меня не было свободной минутки, т.к. организация тура отняла все время. И я был вымотан работой над новым альбомом. Я планировал, что между двумя турами мы устроим себе выходные, это сейчас невозможно, потому что из-за моего долгого отсутствия накопилось много неотложных дел. Думаю, что вторая часть тура – европейская – станет для меня отдыхом. Всегда так. Но мне нужен отдых, пока я не свалился с ног от усталости».
Вольфф также основал сайд-проект SnakeSkin, берущий начало в 2004. Музыка его в корне отличается от Лакримозы и базируется на dark и electro-оперном звучании. SnakeSkin начинался как соло-проект, но после двух альбомов, выпущенных под этим именем, Вольфф стал жертвой собственного успеха.
«В принципе, это что-то вроде отдыха. Я могу что-то делать, не испытывая давления. Мне хотелось вырваться и создать нечто совершенно новое. Сейчас же этот проект стал успешным настолько, что все вновь начали давить на меня, спрашивая "Когда, в конце концов, появится новый альбом?" Я не знаю, как все сложится. Я люблю этот проект, и он будет продолжен. Но я не знаю, когда и как».
В настоящий момент Тило полностью сконцентрирован на Лакримозе. Тур в самом разгаре, а Вольфф уже предвкушает, каким же музыкальным путем пойдет Лакримоза в будущем. На протяжении всей истории группы альбомы совершенно не запланировано складывались, словно по шаблону, в трилогии, когда три альбома сливаются и музыкально и тематически. Если Лакримоза следует этим же курсом, то это означает, что «Sehnsucht» является лишь началом еще одной трилогии.
«Когда я оглядываюсь на всю историю Лакримозы, то вижу, что три альбома, следующих один за другим, всегда сливались вместе. Сейчас, с выходом «Sehnsucht'а» я понимаю, что это - новая глава, причем очень значительная. Я чувствую, что Лакримоза с этим альбомом возродилась. Я вижу новую дорогу Лакримозы. Для меня очень волнительно наблюдать, как будет развиваться история со следующей работой в наметившейся трилогии. Думаю, для Лакримозы это действительно как возрождение».
Источник: http://www.taipeimetal.com/, 2 сентября 2009
Переведено: Trusting специально для LacrimosaFAN.ru
Отредактировано: user7676767 (aka Cold-Flame)
Перепечатка материала только со ссылкой на LacrimosaFAN.ru